Île Thélème — ансамбль одноименного московского художественного пространства, где ценятся изящные искусства, уважение к наследию прошлого и интерес к его проявлениям в настоящем.
АНСАМБЛЬ
ÎLE THÉLÈME
История
Ансамбль создан в 2020 году и объединяет музыкантов, которые со строгим академизмом подходят к исполнению подвижных музыкальных форм и ищут новые аффекты в жестко фиксированных структурах. Дисциплина композиторского текста поздних лет на концертах ансамбля Île Thélème может сменяться грациозной импровизацией с барочной легкостью. Репертуар ансамбля охватывает всю историю мировой музыки с акцентом на исполнительские практики последних лет и повышенным интересом к несправедливо недооцененной, забытой и почти утерянной музыке.

Солисты ансамбля сотрудничают с такими музыкантами как Теодор Курентзис, Владимир Спиваков, Наталья Гутман, Александр Рудин, Валентин Урюпин, Николай Луганский, Элисо Вирсаладзе, Анатолий Левин, Полина Осетинская, Елена Ревич, Никита Борисоглебский, Гайк Казазян и другие.

В составе ансамбля выступают музыканты Дмитрий Прокофьев (виолончель), Александр Митинский (альт, скрипка), Евгений Субботин (скрипка), Аяко Танабэ (скрипка), Сергей Полтавский (альт), Андрей Волосовский (перкуссия, маримба), Лев Слепнер (маримба, перкуссия), Зоя Вязовская (флейта), Ольга Власова (вокал), Владимир Волков (мультиинструменталист), Аркадий Пикунов (саксофон).

Музыкальный руководитель — Наталья Соколовская (пианист, композитор).
В 2013 году окончила Московскую государственную консерваторию им. П. Чайковского по классу фортепиано (класс проф. Ю.С. Слесарева) и композиции (класс проф. А.В. Чайковского). В том же году получила Грант Королевского Колледжа Музыки в Лондоне и Парижской высшей школы музыки им. Корто, где продолжала своё обучение до 2015 года.

Наталья — победитель ряда международных конкурсов пианистов, в числе которых «MozArte Piano Competition» (Аахен, Германия, 2015), «Nuova Coppa» (Озимо, Италия, 2015), XIX конкурса им. Рикардо Виньеса в Льейде (Испания), IV конкурса Марии Херреро в Гранаде, а также на Международном конкурсе Dudley Yamaha в Бирмингеме (Великобритания). Со времени первого сольного концерта в 2003 году много выступала в России, Германии, Австрии, Великобритании, Италии, Испании, Хорватии. Играла в сопровождении симфонических оркестров Бирмингема, Барселоны, Словенского Радио, Санкт-Петербурга, Ярославля, Астрахани, Харькова и др. Играла под управлением таких дирижеров, как Валентин Урюпин, Джордж Пехливанян, Анатолий Левин, сотрудничала с оркестром MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса.

В дискографии пианистки несколько сольных монографических альбомов, один из которых полностью посвящён фортепианным сочинениям чешского композитора Леоша Яначека «Janacek: Piano works» (OnClassical, 2018), а также недавно вышедший CD со всеми ноктюрнами Фридерика Шопена «Chopin. Nocturnes» (OnClassical, 2022).
Наталья Соколовская
состав ансамбля
Дмитрий Прокофьев
Родился в Москве. В 2003 году окончил Московскую консерваторию, в 2005 году — аспирантуру у профессора Натальи Гутман. Лауреат юношеских международных конкурсов (Россия, Италия, Австрия). Лауреат международного конкурса музыкантов им. А. Тансмана (Польша, 1998). Лауреат и обладатель специального приза телеканала «Культура» на международном конкурсе им. П.И. Чайковского (Россия, 2002). Лауреат и обладатель специального приза Загребской филармонии на международном конкурсе им. Антонио Янигро (Хорватия, 2008).

С 2000 по 2015 год — солист государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» п/р В. Спивакова. С 2008 года — педагог Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского по классу виолончели. С 2016 по 2018 год — педагог по классу виолончели Академии музыки университета Черногории в Цетинье (Черногория). С 2015 года ...
Читать далее
концертмейстер группы виолончелей Черногорского симфонического оркестра.

Основатель ансамбля «Quartetto Montenegro». C 2019 года участник «Kotor-Art Trio» (Черногория). В 2021 году вошёл в состав государственного квартета им. Глинки. С 2021 года ассистент-стажер главного дирижера в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. С 2022 года концертмейстер группы виолончелей оркестра «Новая опера». Артистический директор платформы культурных инноваций «Ars-Industria Montenegro».

Дмитрий Прокофьев на концертной эстраде с 10 лет. С сольными концертами выступает во многих городах России и зарубежом. Его концерты проходили на таких престижных площадках, как Auditorium du Louvre и Philarmonie de Paris в Париже, Philharmonie Luxembourg в Люксембурге, Rudolfinum в Праге, Mozart Saal Alte Oper во Франкфурте, Robert Schumann Saal в Дюссельдорфе и зал Berliner Philarmonie в Берлине.

Как солист играл в сопровождении симфонических оркестров с дирижерами Ю. Башметом, В. Спиваковым, А. Рудиным, И. Головчиным, М. Горенштейном, В. Полянским, Л. Николаевым, Л. Корчмаром, Е. Бушковым, М. Аннамамедовым, А. Скульским, Д. Лиссом, Гр. Красько, Р. Льедо (Испания), М. Хорватом (Австрия), З. Мюллером (Чехия), А. Цуккерманом (Германия-Израиль), Г. Ринкявичусом (Литва), Н. Цур (Германия-Израиль).

Участник музыкальных фестивалей, среди которых фестиваль Владимира Ашкенази (Финляндия), фестиваль в городе Кройт (Германия), фестиваль памяти Олега Кагана (Москва), фестиваль «Московская осень», Музыкальный фестиваль в Выборге, фестиваль «Primavera classica» (Москва), Antalia Piano Festival (Турция), фестиваль "Декабрьские вечера" (Москва), фестивали «Kotor-art» и «A tempo» (Черногория), фестиваль Дмитрия Шостаковича в Кургане, фестиваль Элисо Вирсаладзе в Телави (Грузия), музыкальный фестиваль в городе Кольмар (Франция), фестиваль «Безумные дни» в городе Екатеринбург.

В камерной музыке партнёрами Д. Прокофьева были Владимир Спиваков, Джесси Норман, Наталия Шаховская, Наталья Гутман, Едуард Бруннер, Элисо Вирсаладзе, Жан Гийу, Елена Ревич, Ольга Керн, Денис Мацуев, Михаил Лидский, Николай Луганский, Илья Грингольц, Михаил Симонян, Граф Муржа, Алиса Маргулис, Полина Осетинская, Денис Шаповалов, Наталья Соколовская, Дмитрий Каприн, Екатерина Сканави, Филипп Копачевский.

Первый компакт-диск Дмитрий записал с профессором Московской консерватории Алексеем Наседкиным (сонаты для виолончели и фортепиано Д. Шостаковича и Э. Грига). В 2004 году выпущен компакт-диск с пианистом Александром Кобриным (произведения Дебюсси, Брамса, Шумана, Паганини). В 2022 году компания «Naxos» выпустила совместный диск Дмитрия Прокофьева, Николая Шугаева и Валентина Урюпина с итальянской музыкой XX века для виолончели с оркестром. Диск получил высочайшие оценки европейской критики и музыкальных изданий.
Андрей Волосовский
Выпускник Московской консерватории. Совершенствовал своё мастерство в Штутгартской высшей школе музыки (класс профессора Клауса Тресселта). Сегодня он продолжает успешную сольную карьеру и развитие собственных художественных проектов, среди которых Moscow Percussion Ensemble — ансамбль виртуозов, ориентированный на исполнение сложной, оригинальной музыки для ударных.

Сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами. В 2013 – 2018 годах был солистом Симфонического оркестра Московской филармонии, а с 2018 играет в составе musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса.

Принимал участие в крупных фестивалях, в том числе в Дягилевском фестивале, Зальцбургском фестивале (Австрия), «Марта Аргерих и друзья» (Германия), RUHRtriennale (Германия), ...
Читать далее
фестивале в Экс-ан-Провансе (Франция). В апреле 2021 года Андрей Волосовский выступил куратором музыкальной программы международного фестиваля национального немого кино «Интертитры» — совместного проекта musicAeterna и Государственного Эрмитажа.

Играет на маримбе, изготовленной вручную мастерами немецкой фирмы Kolberg Percussion, и является амбассадором бренда в России.
Евгений Субботин
Родился в 1982 году в Кирове в семье музыкантов. В 2005 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (класс профессора Александра Тростянского), затем продолжил обучение в ассистентуре-стажировке МГК. Победитель Открытого конкурса музыкантов-исполнителей имени Наримана Сабитова в Уфе, дипломант Всероссийского конкурса скрипачей имени Михаила Эрденко, лауреат Международного фестиваля имени Сергея Рахманинова.

В 2006 – 2017 годы — артист, затем концертмейстер группы вторых скрипок Национального филармонического оркестра России. В качестве приглашенного концертмейстера сотрудничал с оркестрами Musica Viva, «Персимфанс», Questa Musica, musicAeterna, Молодежным симфоническим оркестром СНГ, камерным оркестром «Времена года», ансамблем «Студия новой музыки». ...
Читать далее
В 2009 году организовал струнный FX Quartet, в основу репертуара которого легли аранжировки и авторская музыка Евгения Субботина. В 2013 году ансамбль стал лауреатом Международного конкурса «Усадьба Jazz», в 2018 году — финалистом телепроекта «Квартет 4х4» на канале «Культура». Евгений Субботин активно пропагандирует современную академическую музыку, является первым исполнителем многих новых произведений, сотрудничает с Московским Ансамблем Современной Музыки. Участник фестивалей «Московская осень», «Архстояние», Дягилевского фестиваля в Перми, Фестиваля медиаперформансов на Платформе, «Ночь музыки», Viola is my Life и др.

В числе партнеров Евгения по сцене — Александр Рудин, Александр Тростянский, Аркадий Шилклопер, Дмитрий Синьковский, Константин Волостнов, Григорий Кротенко, Петр Айду, Сергей Полтавский, Назар Кожухарь и многие другие известные музыканты.
Аяко Танабэ
Родилась в городе Сайтама (Япония). Уже с детства вела активную концертную деятельность во многих странах мира; также неоднократно проводила совместные выступления с симфоническими оркестрами Японии, Турции, республики Кипр, Сингапура и др. В возрасте 15 лет Аяко впервые выступила в городе Баку с Азербайджанским государственным симфоническим оркестром, после чего было принято решение о переезде в Москву для обучения в Центральной музыкальной школе при Московской Консерватории.

Окончив Центральную музыкальную школу, с 2007 по 2012 год продолжает обучение в Московской государственной консерватории им П.И. Чайковского в классе профессора С.И. Кравченко (скрипка), и А.А. Шишлова (квартет). Во время учёбы в Московской консерватории выступала в России, Японии, Италии, Турции и других странах как солистка, в составе струнного квартета и камерных ансамблей. ...
Читать далее
Репертуар Аяко охватывает сочинения различных эпох (от мастеров Барокко до авторов XXI века). С 2009 года — концертмейстер камерной капеллы Русская Консерватория под управлением Николая Хондзинского. С 2020 года — первая скрипка в составе государственного квартета им. Глинки.
Лауреат многих международных конкурсов.
Александр Митинский
В 2009 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс народного артиста РФ профессора Юрия Юрова и Дмитрия Потёмкина). В 2011 году — аспирантуру РАМ им. Гнесиных в классе Вячеслава Трушина. Лауреат II премии и специального приза за лучшее исполнение сочинения Дмитрия Шостаковича на Международном конкурсе камерных ансамблей им. Д. Д. Шостаковича в г. Москва (2009), II премии Международного конкурса им. М. В. Юдиной в г. Санкт-Петербурге (2010), Гран-при Международного конкурса в г. Бари, Италия (2014).

Выступал как солист и участник камерных ансамблей во многих городах Европы и Америки, а также в таких залах, как Большой и Малый залы Московской консерватории, Московском Международном Доме Музыки, Берлинском Концертхаусе, Дворце Музыки в Барселоне. Принимал участие в Международном фестивале «Декабрьские вечера» (Москва), ...
Читать далее
В 2010 – 2011 году проводил мастер-классы в Италии.

Партнерами музыканта по сцене были такие известные исполнители, как Андрей Диев, Вадим Холоденко, Алексей Володин, Михаил Лидский, Борис Андрианов, Никита Борисоглебский, Сергей Накаряков, Алексей Огринчук и многие другие.
программы
Программа вечера:

O. Golijov «Mariel» for marimba and cello 11’
K.Penderecki Trio for violin, viola & cello 15’
A.Siuoumak M’amour for marimba solo 5’
B. Furrer Voicelessness for piano solo 10’
P. Smadbeck Rythmsong 9’
S.Akhunov Der Erlkonig 5’45
G.Faure Piano quartet (3, 4 mwm) 15’

Исполняет ансамбль Île Thélème:

Наталья Соколовская — фортепиано
Евгений Субботин — скрипка
Дмитрий Прокофьев — виолончель
Александр Митинский — альт
Андрей Волосовский — маримба
Описание программы
1
«‎Ready to Be»: Penderetzkij, Smabdack, Furrer, Golihov, Fauré, Syumak, Ahunov
Одно из главных понятий философии Мераба Мамардашвили — усилие. Для философа культура — «это усилие и одновременно умение практиковать сложность и разнообразие жизни». Мы совершили это усилие вместе с Île Thélème в программе концерта 2.04. с музыкой Пендерецкого, Фуррера, Голихова, Форе, Сюмака и Ахунова.

На концерте 2 апреля мы слышали, как в музыке, казалось бы, очень разных композиторов отражаются общечеловеческие чувства: любовь, боль, страх, счастье, одиночество. Они сопровождают нас в течение жизни, и порой нам сложно выразить их словами. Поэтому мы делаем это безмолвно – с помощью искусства.

Пожалуй, из инструментального состава особенно выделяется маримба, которая довольно редко звучит сольно, как в композициях «M’amour» и «Rhythm Song».

Маримба – по происхождению ударный африканский инструмент, похожий на ксилофон. Из Западной Африки она была завезена невольниками в Латинскую Америку, а в Европе стала известна в начале XX века. Оба сочинения, которые будут исполнены на маримбе 2 апреля, посвящены любви и ритму, абстрактным универсальным понятиям, захватывающим людей в каждом уголке мира.
Сочинение «Мариэль» Освальда Голихова, современного композитора аргентинского происхождения, посвящено смерти его близкой подруги Мариэль. Голихов пишет: «Я попытался запечатлеть то короткое мгновение перед горем, в которое узнаешь о внезапной смерти друга, полного жизни: единственное мгновение, застывшее навеки в памяти и отдающееся в произведении, среди волн и отголосков бразильской музыки, которую любила Мариэль». У Сильвии Платт есть стихотворение «Ариэль», начинающееся так:

«Безмолвие во тьме,
Затем — бессущностная синь
На горы и долины излилась».

Связь между людьми возможна не только в синхронии. Пьеса «Erlkönig» Сергея Ахунова написана по мотивам знаменитой, крайне эмоциональной песни-баллады Шуберта «Лесной царь», являющейся символом романтизма и передающей страх и безысходность перед лицом смерти.
4 февраля в Île Thélème открылась выставка гравюрного кабинета. Главный герой этой выставки — городской путник. Собрание редких работ из Франции, Великобритании, Германии, Бельгии XVII — XX веков прозвучало вместе и по-новому при участии известных академических музыкантов и прекрасных импровизаторов Натальи Соколовской (Steinway & Sons «из 1930-х») и Сергея Полтавского (Виола д’амур «прямиком из барокко и раннего классицизма»).

«Понемногу я стал втягиваться в эту игру души с пространством: вечерами я любил размерернно шагать вдоль ряда фонарей, оглядываясь на ползущую позади меня тень. Дойдя до фонарного столба, я задерживал на миг шаги и знал, что наступит момент, когда тень вдруг, неслышно ступая, обгонит меня…»‎— Сигизмунд Кржижановский.

В кадре этой выстаки мы хотели рассмотреть героя-путника, городского пилигрима, чьими глазами мы увидим сцены городской мифологии — в разной перспективе и под разными углами, тем самым развёртывая новый, разномасштабный план города.
2
Improvisation of Natalia Sokolovskaya (piano) and Sergey Poltavskij (viola d'amore)
1 отделение

Тристан Мюрай — «Тринадцать цветов заходящего солнца» для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели (1978)

Беат Фуррер — «Lied» для скрипки и фортепиано (1993)

Альфред Шнитке — «Stille nacht» для скрипки и фортепиано (1978)

Пауль Хиндемит — Соната для виолончели соло (1922)

Артюр Онеггер — Соната для альта и фортепиано, H 28, (1920)

2 отделение

Кирилл Архипов — "Only changes are not changeable" для фортепиано (2021)

Николай Корндорф — "Are you ready, brother?" для скрипки, виолончели и фортепиано (1996).


Исполняет ансамбль Île Thélème:

Наталья Соколовская — фортепиано,
Аяко Танабе — скрипка,
Дмитрий Прокофьев — виолончель,
Александр Митинский — альт,
Зоя Вязовская — флейта,
Андрей Юргенсон — кларнет.
Описание программы
3
«Are you ready, brother?» – Nikolai Korndorf. For violin, piano and cello (1996)
В концерте 11 февраля камерный ансамбль «Île Thélème» размышлял о природе времени, свойствах его течения, направленности, уловке его незаметности, скорости хода и нашей неизменной субъективности по отношению к его явлениям. «‎Because I know that time is always time And place is always and only place And what is actual is actual only for one time And only for one place»‎ — T. S. Eliot

Для этого сначала мы осуществили попытку двигаться от музыки конца ХХ века к музыке его начала, ретроспективно отматывая сложный опыт, полученный каждым современником этого периода, заключенный в движении от музыки Беата Фуррера (1993) к музыке Артюра Онеггера (1920), обрамляющих и создающих мета-композицию первой части вечера.

После перерыва попробовали вслушаться в остановившееся время в пьесах Николая Корндорфа и Кирилла Архипова, отчасти являющихся музыкальными инсталляциями, работающими с самой субстанцией временного потока и, таким образом, непосредственно, со свойствами нашего восприятия звука.