Посетителям
Афиша
Фонд
Видео
О нас
21 декабря, 19:00
Île Thélème Ensemble в Московской филармонии
Île Thélème Ensemble в Московской филармонии
/музыка
21 декабря, 19:00
описание
Программа состоит из тонких камерных миниатюр XX века: эти, на первый взгляд, несхожие вещи объединяет образность античных культур, любование природой, глубокое внимание композиторов к поэтическому слову и разнообразные формы взаимодействия с его многозначностью и символизмом.

Морис Равель обладал удивительной чуткостью к образам национальных культур, умея тонко отразить их в своей особенной манере. Песня «Kaddisch» из цикла «Две еврейские мелодии» — строгая, трагически-вдохновенная — основана на одной из главных молитв иудейской традиции; «L’énigme éternelle» (Вечная загадка) — словно короткая невеселая улыбка.

Три поэмы Равеля на стихи Стефана Малларме представляют собой три настроения: «Soupir» (Вздох) соткан из лирической задумчивости, «Placet futile» (Тщетная просьба) кажется насмешкой поэта над над собственными иллюзиями; заключительная «Salut, printemps» (Приветствие весне) представляет свежесть распускающейся природы. А Две эпиграммы на слова поэта XVI века Клемана Моро тонко стилизуют пентатоническую угловатость французской шансон, лютневый звон и взволнованные переборы клавесина.

Оливье Мессиан написал Три мелодии для сопрано и фортепиано в период расцвета французской вокальной лирики — утонченной и деликатной, полной полутонов и сложных душевных колебаний. В песне «Porquoi?» (Отчего?) он рефлексирует о том, почему любимая им природа не приносит ему больше радости; в «Le sourire» (Улыбка) создает образ пробуждения чувственности между влюбленными; «La fiancee perdue» (Потерянная невеста) завершает цикл трогательной молитвой о красоте.
Кароль Шимановский создал «Мифы» по поэме Овидия «Метаморфозы» в период сильного увлечения античной культурой: все три поэмы посвящены теме преображения персонажей и слияния их с природой. Четыре песни на выразительные, необычайно мрачные тексты Фридриха Геббеля и Альфреда Момберта, написаны Альбаном Бергом в духе позднеромантической традиции. Здесь царит отрешенный покой с оттенком безысходности и горькая рефлексия. Lied для кларнета соло Лучано Берио исследует возможности реализации инструмента в авангардных техниках, словно бы связывая их с романтической традицией; пьеса же французского композитора-спектралиста Тристана Мюрая «Закрытая долина, по сонетам Петрарки» тоже находится в парадигме романтизма, пронизанного меланхолией и томительными ностальгическими состояниями.

Исполнители:

Татьяна Бикмухаметова (сопрано)
Илья Татаков (баритон)
Зоя Вязовская (флейта)
Диана Кривенко (флейта)
Юра Мансуров (кларнет)
Антон Мойсеенко (кларнет)
Аяко Танабе (скрипка)
Оксана Колясникова (скрипка)
Сергей Полтавский (альт)
Василий Данилец (альт)
Ольга Демина (виолончель)
Наталья Соколовская (фортепиано)
Ришат Даулятшин (дирижер)

Программа:


А. Берг — 4 песни для голоса на стихи из сборников «Dem Schmerz sein Recht» Фридриха Геббеля и «Der Glühende» Альфреда Момберта (1909–1910) — 8’
О. Мессиан — 3 мелодии для голоса и фортепиано — 6’
М. Равель — 2 еврейские мелодии (Deux mélodies hébraiques) для голоса и фортепиано (1914), (версия для голоса, виолончели и фортепиано) — 7’
1. Kaddisch — Каддиш
2. L`enigmeeternelle — Вечная загадка

М. Равель — 2 песни для голоса с клавесином или фортепиано на слова Клемана Маро (1896/99) — 5’

Л. Берио — Lied для кларнета соло (1983) — 5’

Т. Мюрай — «La Vallée Close, sue dessonnets dePétrarque» — для голоса и ансамбля: (кларнет, скрипка,альт, виолончель) — 19’


***
К. Шимановский — «Мифы» — 3 стихотворения для скрипки и фортепиано:
1. La fontained`Arethuse
2. Narcisse
3. Dryades etPan (17’)
М. Равель — 3 поэмы Стефана Малларме (1913) — для голоса, 2-х флейт, 2-х кларнетов, 2-х скрипок, альта, виолончели и фортепиано — 12’
1. Вздох — Soupir
2.`Тщетная мольба — Place futile

3. Скользя по выступам и углубленьям... — Surgi dela croupeet dubond