Концерт посвящен камерным сонатам для скрипки и фортепиано: каждая из них была написана ярчайшими композиторами основных национальных школ в самом начале XX века, когда каждый мыслящий человек был полон сложных апокалиптических настроений и стремился найти утешение в своих корнях.
Третья скрипичная Соната Джордже Энеску написана «в румынском народном характере»: это полная непредсказуемых поворотов музыка воплощает в себе целую россыпь танцев и неуловимо-мистических образов. Энеску был великим скрипачом, и хотя он учился в Париже, первым его учителем был лэутар — румынский цыган: благодаря такому сплаву культур витальное фольклорное начало в его музыке словно бы мерцает, окутанное импрессионистскими гармониями.
Скрипичная соната чешского композитора Леоша Яначека — причудливая, романтическая, нервозная, и к тому же одна из самых любимых исполнителями по всему миру. Соната была начата в 1914 году, и потому Первая Мировая война является ее главным сюжетом: эта музыка полна сбивчивых речитативов, рефлексии и неожиданных кульминационных взрывов. «Я почти слышал звук стали, звенящей в моей беспокойной голове» — писал о Сонате композитор.
Соната польского композитора Кароля Шимановского стала одной из последних вершин позднего романтизма, на излете которого были созданы самые сложные, изощренные, полные зрелого трагизма произведения. Музыка Сонаты неистова и непредсказуема — она кипит и взрывается, словно вулканическая лава; тема же второй части может называться одной из самых красивых мелодий в истории камерной музыки.
Завершающая концерт Соната Клода Дебюсси — последняя, совсем небольшая вещь композитора — это калейдоскоп полулегендарных сказочных образов, палимпсест из мерцающих обрывков чьих-то диалогов и снов. Эта невероятно французская, как бы ускользающая музыка словно представляют собой разворачивающуюся во времени человеческую память, полную сумрачной поэтики старых легенд.
Программа:
Энеску Скрипичная соната №3
Яначек Скрипичная соната
Шимановский Соната
Дебюсси Соната