Вы обстоятельно изучали пикториализм. Не могли бы Вы сформулировать для обывателя три основных черты, которые отличают пикториализм как направление? Назовите, пожалуйста, основных представителей пикториализма.
Пикториализм – это направление фотографии, то есть группа людей, которые хотят примерно одного и того же и делают похожие изображения. Исторически пикториализм конца XIX – начала XX века – это способ доказать, что фотография такое же искусство, как живопись, рисунок или гравюра. Констан Пюйо и Робер Демаши, Альфред Хорсли Хинтон и Эдвард Стайхен, Альфред Стиглиц и Гертруда Кэзебир, Николай Андреев и Сергей Лобовиков использовали такие техники печати, которые позволяли убрать детали на снимке, имитировать работу кистью и смягчать слишком резкое изображение. Механическое изображение дополнялось ручной работой. То есть пикториальная фотография делает вид, что она не фотография, чтобы повысить свой статус и стать частью «семьи искусств».
Существуют ли противоборствующие школы внутри пикториализма?
Внутренней борьбы как таковой не было, но существовал американский Фотосецессион («фотораскольники» в переводе) с Альфредом Стиглицем во главе. Стиглиц был против рукотворного вмешательства в фотографию и использовал только физические и химические методы обработки. В конечном итоге это привело (уже в другом поколении фотографов) к появлению так называемой «прямой фотографии» – без манипуляций со снимком, меняющих его до неузнаваемости.
Есть ли сегодня противоречия и споры в академическом восприятии пикториализма?
Об этом скорее расскажут те, кто занимается прицельно пикториализмом – споры по конкретным научным вопросам есть всегда. Но можно сказать, что сама роль пикториализма оценивается двойственно: ведь он делает фотографию похожей на нечто традиционное, подражая живописи. Значит, пикториалисты тянут фотографию назад? С другой стороны, внутри пикториализма рождаются новые подходы и приемы, например, фрагментированная композиция (резкое кадрирование) или даже абстрактная фотография. Впоследствии они будут частью языка авангарда. Значит, пикториалисты и вперед фотографию толкают.
В документальном фильме BBC про историю порнографии было сказано, что почти сразу с возникновением фотографии она была использована для таких прагматичных целей, как съемка и продажа эротических кадров. Какой момент Вы назвали бы переломным в смещении функции фотографии с прагматической в эстетическую? Когда она стала считаться искусством?
Фотография с самого начала раздваивается: в ней много механического, и поэтому она используется весьма приземленно. Съемка для науки, медицины, техническая съемка – все это было и есть. Но стремление подражать живописи появилось до пикториализма, с самого изобретения фотографии. Фотографам хотелось быть поэтами – и хотелось признания в этом качестве. Пикториалистам впервые удалось поднять статус фотографии, чтобы её признали искусством. К 1930-м годам некоторые музеи уже начинают собирать фотографию – это и есть официальное признание. Но прикладные и коммерческие функции никуда не делись.
Что касается конкретно эротической фотографии, то она существовала наряду с порнографией тоже с самого рождения фотографии, просто выглядела более наивно, чем в более позднее время.
Сейчас пленочная фотография переживает свое возрождение в массовой культуре. Есть ли у Вас как у академического исследователя объяснение этого положения?
Я вижу скорее разнообразие возможностей, чем возрождение пленочной фотографии. Спросите у обычного человека на улице, чем он снимает? Он снимает телефоном. Вот и ответ на вопрос, что преобладает. А профессионалы с появлением цифры могут держаться за аналоговую фотографию, к которой ранее привыкли, или искать там те качества, которых нет в цифре – например, зерно при увеличении, или характерные цвета. Но это не массовое явление.
В чем художественная особенность пленочной фотографии в сравнении с цифровой?
Это лучше спросить у фотографов, к которым я не отношусь. Думаю, это скорее тактильные и психологические особенности, чем художественные. Пленочное фото и отпечатки – это вещи, которые можно трогать, процесс съемки и печати приносит больше сюрпризов, многие получают физическое удовольствие от процесса. Есть обаяние пленки, привыкание к ней, как к любимой вещи, ну и аура уникальности, неповторимости.
Какие параллели можно провести между историей кинематографа и пикториализмом как направлением?
В истории кино есть разные направления, цитирование живописи там весьма распространено – вспомните Параджанова или Джармена. Пикториализм – такое направление, которое любит живопись и подражает ей тем или иным способом.
Какие книги по истории фотографии Вы могли бы посоветовать нашей публике?
Тем, кто хочет просто получить удовольствие, я бы посоветовала читать источники – то, что писали сами фотографы. Например, Надар «Когда я был фотографом» или Роберт Капа «Скрытая перспектива». Есть также развлекательная и информативная книга (маленький двухтомник) Ханса-Михаэля Кецле «Знаменитые фотографии. История знакомых образов». Тем же, кто настроен на систематическое исследование, я бы посоветовала начать с книги Владимира Левашова «Лекции по истории фотографии», это близко к жанру учебника.
Есть ли книги по теории фотографии, которые Вы бы посоветовали людям, которые увлеклись фотографией?
Серьезные книги по теории фотографии для начинающих трудноваты – это Ролан Барт «Camera lucida», Сюзан Сонтаг «О фотографии», Джон Бёрджер «Фотография и ее предназначения», Вилем Флюссер «За философию фотографии», Екатерина Васильева «Фотография и внелогическая форма». Но есть книга, где автор свободно размышляет о фотографиях, которые интересны ему – Джефф Дайер «Самое время. Неклассическая история фотографии" – возможно, такой свободный жанр эссе больше подойдет.