Государственный музей «Царскосельская коллекция» представляет новое издание «“Маковец” Романовича. Исследование творчества художника» (СПб, 2023).
В 2024 году исполняется 130 лет со дня рождения художника Сергея Михайловича Романовича (1894–1968), одного из самых последовательных участников общества «Маковец». В начале 1920-х годов участники этого общества объединили задачи возрождения духовного начала в искусстве. Флаг, который поднял «Маковец», Романович пронес до конца жизни и обозначил приоритеты, в соответствии с которыми способна развиваться русская культура.
В 1994 году были организованы конференция и персональные выставки Романовича в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, до настоящего времени выходят альбомы, посвященные его творчеству, произведения художника находятся во всех крупных музеях страны. Несмотря на это, имя Сергея Романовича остается известным лишь узкому кругу профессионалов и любителей искусства. Виной тому не только «насильственное забвение», наступившее еще при жизни Романовича, который с 1930-х годов был вынужден работать в стол, никому не показывая своей живописи на христианскую тему — того, «чем он в действительности живет и чем он жив». В наше время понимание художника затрудняет прежде всего отсутствие системного взгляда на его наследие, которое связывает собой две разорванные эпохи в отечественном искусстве. Это и обусловило необходимость появления исследования«“Маковец” Романовича», идея которого — осмысление творческого пути Романовича как единой программы и определение места художника в русской культуре XX века.
Альбом-исследование «“Маковец” Романовича» стал итогом многолетней научной, архивной и реставрационной работы по изучению и сохранению наследия Сергея Михайловича Романовича в собрании Государственного музея «Царскосельская коллекция». Исследование стало возможным благодаря особому отношению Натальи Сергеевны Романович, дочери художника. Переданные ею в дар музею живописные и графические работы, а также архивные материалы сформировали значительную коллекцию, отражающую всю полноту творческого пути Сергея Михайловича Романовича.
Систематизация наследия художника на основе музейного собрания позволила уточнить датировки и атрибуции и ввести в научный оборот целый ряд произведений и тематических блоков, в том числе ранее не публиковавшиеся работы Романовича 1910-х–1920-х годов, абстрактные рисунки и композиции на сюжеты Страстного цикла углем и маслом на бумаге 1960-х годов. Композиционная структура альбома-исследования включает пять глав, выявляющих этапы развития творческого метода художника. Книгу сопровождают статья С. М. Романовича «О реализме» (1922) и выдержки из статей о. П. А. Флоренского, написанных для журнала «Маковец». Основная хронология творческой биографии художника составлена с привлечением новых архивных и библиографических источников.
Авторы благодарят за содействие в исследовании Государственную Третьяковскую галерею, Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского, Козьмодемьянский музейный комплекс, Мемориальный музей-квартиру священника Павла Флоренского (Москва).