ГЛИНКА — ПРОКОФЬЕВ — РАХМАНИНОВ
Ансамблевое творчество, которым Михаил Глинка много занимался в юности, стало своего рода лабораторией для овладения основами симфонизма, что проявилось позже в его известнейших сочинениях. В «Записках» (музыкальных мемуарах композитора) Глинка вспоминал этапы написания альтовой сонаты в 1825, 1828, 1852 годах, что говорит о том значении, которое он придавал своему раннему сочинению. Но всё же соната так и осталась незаконченной. Сохранились три рукописных варианта первой и второй частей сонаты, хранившиеся в Императорской публичной библиотеке. В 1931 году основоположник советской альтовой школы В. В. Борисовский приступил к работе с автографами отредактировал и закончил сонату. В 1932 состоялась концертная премьера сонаты в исполнении самого Борисовского и пианистки Е. А. Бекман-Щербиной.
В конце декабря 1920 Сергей Прокофьев пишет «Пять песен без слов» ор. 35 и посвящает цикл Нине Кошиц, «лучшему русскому сопрано», приезду и профессиональной карьере которой в Америке очень поспособствовал. Спустя 5 лет, уже в Париже, под «французскими» впечатлениями была сделана транскрипция «Пяти песен без слов» для скрипки и фортепиано, которую Прокофьев посвятил друзьям-скрипачам: Цецилии Ганзен, Йозефу Сигети и Павлу Коханскому, помогавшему композитору в переработке цикла.
Во времена студенчества в Московской консерватории Сергею Васильевичу Рахманинову было заказано изготовление четырехручного переложения балета Чайковского «Спящая Красавица», которое он осуществил под руководством своего двоюродного брата – уже знаменитой фигуры, пианиста Александра Зилоти. Переложение Чайковскому не понравилось, но с этого момента началось их творческое знакомство. Петр Ильич безусловно признавал огромный талант за юным Рахманиновым, который, в свою очередь, пронес любовь к музыке Чайковского через всю свою жизнь. В 1893 году смерть Чайковского настолько потрясла его, что было написано трио памяти – элегическое трио для скрипки, виолончели и фортепиано. Это сочинение и жест — продолжение традиции самого Чайковского, в свое время посвятившего свое фортепианное трио "Памяти великого художника" – Николая Григорьевича Рубинштейна.
____________
Программа вечера:
Михаил Глинка — Соната для альта и фортепиано (1825-28), CG 10
Сергей Прокофьев – Пять мелодий для скрипки и фортепиано (1925), Op. 35 bis
Сергей Рахманинов – Элегическое трио №1 для скрипки, виолончели и фортепиано (1891), TN 34
Исполняют:
Наталья Соколовская – фортепиано
Сергей Полтавский – альт
Аяко Танабе – скрипка
Владислав Алмакаев – виолончель