«Голоса луны. История европейской музыки»
Цикл лекций Сергея Арцибашева
Слово
апр
фев
Описание
Лекции Сергея Арцибашева по истории европейской музыки пройдут в пространстве Île Thélème. За семь выступлений российский пианист, педагог и искусствовед расскажет о темпераменте Вивальди, подробно разберет жизнь и творчество Генри Персела и откроет для слушателей забытую легенду итальянского барокко.

11 февраля в 17:00 — «Антонио Вивальди: знаток музыкальной психологии»

Антонио Вивальди уже в юности приобрел известность как блистательный скрипач-виртуоз. Он станет еще более знаменит как композитор, хотя ему придется пережить свою необыкновенную популярность и умереть в бедности и забвении. Однако в пору своей зрелости Вивальди был, можно сказать, корифеем музыкальной жизньи Венеции, принимая в ней самое деятельное участие как исполнитель, педагог-скрипач, дирижер оркестра, директор консерватории, необыкновенно плодовитый композитор, автор инструментальных сочинений и опер, постановками которых в значительной степени руководил сам, воспитывая певиц, дирижируя спектаклями, исполняя даже обязанности импресарио.


18 февраля в 17:00 — «Антонио Вивальди, часть 2. "Времена года"»

Необыкновенная насыщенность беспокойного существования Вивальди, его неиссякаемые, казалось бы, творческие силы, редкостная многосторонность интересов соединялись у композитора с проявлениями яркого, несдержанного темперамента — вплоть до поступков, которые производили впечатление легкомысленных и приносили ему в итоге серьезные жизненные осложнения. Его «Времена года» по праву можно считать одним из самых знаменитых, популярных и заслуженно признанных музыкальных сочинений в мире.


11 марта в 17:00 — «Забытая легенда итальянского барокко: Алессандро Страделла и его оратория "святой иоанн креститель"»

Об итальянском композиторе второй половины 17 века Алессандро Страделле сейчас знают немногие. А между тем музыка А. Страделлы пользовалась широкой известностью и влиянием при его жизни. Его оратории даже оказали некоторое влияние на творчество Генделя. Оратория Страделлы «Святой Иоанн Креститель» — подлинный шедевр музыкального искусства, в котором сочетается невероятная, захватывающая и по сей день виртуозность вокальных партий и подлинная выразительность, глубина содержания. Смерть Страделлы окружена легендами. Считается, что многочисленные любовные похождения Страделлы привели его к гибели от ножа наёмного убийцы, подосланного из мести одним из знатных соперников. В итоге романтическая история жизни и смерти Страделлы сама стала сюжетом для нескольких опер.


18 марта в 17:00 — «Жизнь и творчество Генри Перселла, часть 1. Перселл в контексте английской культуры XVII века»

Гениальный классик английской музыки Генри Пёрселл оставил огромное художественное наследие. Однако после смерти композитора его творчество было забыто: в памяти соотечественников долгое время сохранялось лишь его имя, произведения же почти не исполнялись. Пёрселл был придворным композитором, и его имя часто встречается в государственных бумагах, упоми­нается в реестрах, отчетах, различных записях Вест­минстерского аббатства, и хотя сведения, заимствованные из этих источников, позволяют нарисовать в общих чертах картину деятельности композитора, составить ясное представление о личности, о характере Пёрселла весьма непросто. Даже вглядываясь в образ, запечатленный на наиболее достоверном из трех портретов композитора, нам приходится признать, что характер модели остается по-прежнему неуловимым. И все же попробуем пробиться к тайне жизни и творчества одного из самых загадочных и притягательных композиторов эпохи барокко.


1 апреля в 17:00 — «Жизнь и творчество Генри Перселла, часть 2. Опера "Дидона и Эней"»

Первый шедевр Перселла, опера «Дидона и Эней», фактически была создана не для профессиональной сцены, а для исполнения в школе. А поскольку школьный спектакль не отличался особой претенциозностью, опера необычно коротка и продолжается немногим более часа. И тем не менее это небольшое сочинение считается одним из высочайших достижений мирового оперного искусства: одна из арий («Плач Дидоны») по своей пронзительности и возвышенной красоте сопоставима с шедеврами Мильтона.


15 апреля в 17:00 — «Жизнь и творчество Генри Перселла, часть 3. "Король Артур", "Королева фей", "Королева индейцев" и "Буря"»

Сюжет оперы «Король Артур» — причудливая, почти сумасшедшая смесь исторических легенд и чистого вымысла. К несчастью, ее музыка не дошла до нас в полном или в достаточно ясном виде. Партитура не была опубликована при жизни Пёрселла, а в рукописях сохранилась не вся музыка, сочиненная к пьесе Дж. Драйдена. Но, тем не менее, лучшие номера оперы, будь то простые песни или сложные контрапунктические построения, демострируют подлинное богатство фантазии композитора.
Партитура оперы «Королева фей» более двух столетий считалась потерянной, лишь в 1903 году ее обнаружили в библиотеке Королевской музыкальной академии. По масштабу «Королева фей» превосходит все прочие произведения Пёрселла для театра. Хотя она и не обладает целостностью, присущей «Королю Артуру», поскольку в основном представляет собой цепь песен и танцев, ее музыку можно считать еще более зрелым достижением композитора. Сюжет шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь», дающий простор воображению, нашел отклик в душе Пёрселла, и композитор вложил в партитуру всю свою изобретательность.

Подобно «Королеве фей», исполнены изящества и выдумки оперы Перселла «Королева индейцев» и «Буря», в которых автор предстает перед нами во всем блеске своего таланта. Обе оперы, созданные в последний год жизни композитора, демонстрируют окончательное становление его собственного стиля. Технические приемы больше не имеют для него самодовлеющей ценности, он сумел подчинить их своей творческой воле. Пьеса «Королева индейцев» представляет собой адаптацию трагедии Роберта Говарда и Джона Драйдена. Молодой перуанский генерал Монтесума в сражении берет в плен Акациса, мексиканского принца. Инка предлагает ему самому выбрать себе награду, но самонадеянный юноша просит слишком многого — руки его дочери Орации.


22 апреля в 17:00 — «Жизнь и творчество Генри Перселла, часть 4. Вокальное и инструментальное творчество»

Помимо песен для спектаклей, Пёрселл сочинил большое число светских песен и дуэтов для домашнего музицирования. Композитор также внес большой вклад в развитие английской церковной музыки. К инструментальной музыке Перселла, не связанной с театром, относятся произведения для двух и более инструментов и сольные пьесы для клавесина и органа. Вообще вся камерная музыка композитора может быть разделена на две части. Первую составляют струнные фантазии, написанные, по-видимому, в 1680 году, вторую — два сборника сонат для двух скрипок, баса и баса-континуо, изданных, соответственно, в 1683 и 1697 годах. Изучению лучших вокальных и инструментальных работ Перселла мы и посвятим последнюю лекцию о творчестве великого английского композитора.

27 апреля в 19:00 — «Неаполитанская оперная школа. Оперы Алессандро Скарлатти»

Лекции проходят в рамках совместного курса с проектом «Нефиктивное образование». Найти их можно также на сайте проекта: лекции по кино и лекции по музыке.

Записи лекций будет также доступна на YouTube.

зарегистрироваться
бесплатно
По субботам, в 17:00
февраль-апрель