Синтез искусств в памятниках позднего буддизма
Эпоха Гуптов для искусства буддизма – период последнего расцвета, ярчайшим памятником которого является пещерный монастырь в Аджанте. Этот буддийский монастырь сыграл огромную роль в распространении буддизма за пределами Индии, так как в художественном и образовательном плане был университетом, где обучались монахи со всей Азии. На лекции вы узнаете, что этот масштабный комплекс, создававшийся в течение нескольких сотен лет, отражает уникальный синтез архитектуры, скульптуры и монументальной живописи, которая в целом почти не сохранилась. Вы также познакомитесь с поздней буддийской скульптурой, например, со знаменитыми статуями Будды из Сарнатха, которые воплощают классический стиль эпохи Гуптов.
Храмовые города эпохи раннего средневековья
В условиях политической раздробленности Индии в период раннего средневековья меняется и «география» искусства. Основные памятники возникают на юге, где возводятся уже не отдельные храмы, а целые храмовые города, воплощающие структуру индуистского космоса. На лекции речь пойдет об смысловых и художественных особенностях храмового города, об истоках их появления и традиции возведения в Индии в период средневековья. Вы узнаете, что образ мира определяет особенности художественного синтеза архитектуры и скульптуры, а также о ритуальной роли природы, которая становится неотъемлемой частью ансамбля. Лектор расскажет о самобытных и уникальных храмовых комплексах Махабалипурама, с его храмами-радхами, пещерными храмами и уникальным скальным рельефом.
Храмовые ансамбли, посвященные богу Шиве
Лекция посвящена иконографии одного из персонажей индуистского пантеона – богу Шиве и особенностям его воплощения в искусстве. Вы узнаете о древнем происхождении этого образа и различных аспектах его почитания, познакомитесь с иконографией Шивы-Разрушителя и спецификой восприятия этого образа в средневековой Индии. Лектор расскажет о мифологеме горы Кайласа в индийской традиции и о выдающемся храмовом ансамбле, который воплощает миф о рае бога Шивы, о пещерном комплексе Кайласанатхи в Эллоре, посвященном Шиве и его божественным супругам. Сложность и многоаспектность образа Шивы отражает и скальный храм Шивы на острове Элефанта с его уникальной многометровой статуей Трехликого Шивы.
Архитектура Индии эпохи развитого средневековья
Лекция посвящена архитектуре храмовых городов и отдельных комплексов эпохи развитого средневековья. Особенности развития индуизма привели к формированию новых религиозно-философских учений и связанных с ними культов. Вы узнаете об основных вопросах и новациях архитектурного творчества в это время: башня индуистского храма становится центральным звеном композиции, символом традиционных и новых ритуалов. Ансамбли храмовых городов Бхуванешвар и Кхаджурахо воплощают новые религиозные тенденции и «принцип единства» индийской культуры. Программа скульптурного оформления храмов претерпевает изменения: актуальной становится иконография «митхуны» (супружеской пары), связанная с текстом древнего трактата «Камасутра». Вы познакомитесь с историей и обликом храмовых городов Бхуванешвара и Кхаджурахо.
Храмовые ансамбли Восточной и Южной Индии
Лекция посвящена архитектуре Восточной и Южной Индии в эпоху развитого средневековья. Вы узнаете, как и почему изменяется башнеобразное завершениеиндуистского храма, какие новые виды башен появляются в этот период. Возникают новые типы храмов, в которых традиционные элементы вытесняются новыми формами. На лекции вы познакомитесь с особенностями архитектуры и скульптурного оформления храмовых комплексов Восточной и Южной Индии, например, комплексом в Танджуре. Мы продолжим тему средневековых культов и ритуалов, которая развивается в соответствии с древними солярными мифами и воплощается в уникальном храме-колеснице, посвященном богу солнца Сурьи в Конараке.
Культура и искусство Индии раннеисламского периода
Лекция посвящена основным направлениям развития культуры и искусства этого времени, которые связаны с проблемой взаимодействия разных традиций: исламской и индийской.Особенности исламской архитектуры в Индии - типологию, строительную технику и архитектурную эстетику - определили два этапа (раннеисламский и позднеисламскийпериоды). Вы познакомитесь с одним из ранних исламских памятников - ансамблемминарета Кутб-минар, который отражает первую, очень удачную попытку художественного синтеза. Узнаете историю его строительства, познакомитесь с символикой его художественных форм.
Искусство Индии эпохи Великих Моголов
В этом разделе вы познакомитесь с наиболее известными и выдающимися памятникамиархитектуры, которые созданы в период правления династии Великих Моголов. Среди них особое место занимают мавзолеи и форты, совершенно не знакомые индийской традиции. Узнаете о том, что знаменитый мавзолей Тадж-Махал в Агре надо рассматривать не только как уникальный памятник, но и как развитие традиционных погребальных сооружений исламского мира. Кроме того, познакомитесь с другими образцами погребальной архитектуры: мавзолеем Хумаюна в Дели и мавзолеем Акбара в Сиккандре; а также с фортификационной архитектурой исламской Индии: фортами в Дели, Агре, Гвалиоре.
Живопись Индии исламского периода
Важным этапом и самостоятельным художественным явлением в индийском искусстве исламского периода становится миниатюра. Формируются основные школы, мастера которых используют традиции персидской живописи (Могодьская миниатюра) и индийской живописи (Школы Раджастхана, Пахари, Мальвы, Кангры и др.). Будут представлены основные тематические и стилистические направления этого вида искусства.