В июле в пространстве Île Thélème пройдет цикл открытых лекций, посвященных спектаклям по произведениям Шекспира. Это мы играем Шекспира — или Шекспир играет нами? Как классик ставил свои спектакли? И как мы ставим Шекспира?
Ответить на эти вопросы постарается доктор философии (PhD), кандидат филологических наук, директор Шекспировского центра Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии при научном совете «История мировой культуры» РАН Николай Владимирович Захаров.
В России интерес к Шекспиру обозначилась довольно рано. В 1748 году А. П. Сумароков издал своего «Гамлета», представлявшего собой переделку французского перевода-пересказа Лапласа (из 2-й книги «Английского театра», вышедшей в 1746 году). Фактом большого культурного значения, связанным с формированием предромантического культа Шекспира и противопоставлением его «свободного творчества» классицистическим канонам стал прозаический перевод «Юлия Цезаря», выполненный Н. М. Карамзиным в 1787 году по подлиннику (перевод был запрещен в 1794 году).
Расписание лекций8 июля, 19:00 — «Гамлет»Почему Шекспир? Почему «Гамлет» стал величайшей трагедией Уильяма Шекспира?Возможно, ключевое художественное открытие «Гамлета» — новый тип, характер, личность героя, синтетичность (психологизм, синтетический сплав сюжетных линий и судеб героев, синтез трагического и комического, возвышенного и низменного, философского и конкретного, мистического и бытового, сценического действия и слова).
15 июля, 19:00 — «Отелло»Играем Шекспира – или Шекспир играет нами?В чём загадка трагедии о мавре? Как трансформируется трагедия мести после «Гамлета»? Почему Шекспир не был расистом? Раскаялся ли Яго? Почему герой не знает своего антагониста до самого финала? В чем трагизм Отелло?
16 июля, 19:00 — «Ромео и Джульетта»Как Шекспир ставил свои спектакли?Автор создает романтическую трагедию о счастливой и несчастной любви, которая сильнее смерти. Эта тема станет одной из самых плодотворных сюжетных схем в литературе, отразится в «Божественной комедии» Данте (где во втором круге ада рядом с душами Франчески и ее возлюбленного Данте помещает тени Тристана и Изольды) и во многих других произведениях.
20 июля, 19:00 — «Макбет»Как мы ставим Шекспира? Какие трансформации происходят в титанической личности? В образе Макбета, как и в образе леди Макбет? Герой перестает быть борцом со злом, и сам становится злодеем. В мире, где ценится доблесть, но забыты нравственные ориентиры («Зло есть добро, добро есть зло», — утверждают ведьмы в начале трагедии), кто или что толкает героя на преступление? Что же делает «Макбет» наиболее мрачной трагедией Шекспира?
23 июля, 19:00 — «Ричард III»Трагиизм исторических трагедий и историзм трагических трагедийВ образе короля-злодея Ричарда III Шекспир с поразительной силой воплотил ренессансный макиавеллизм. Но насколько реален венценосный изувер? Он жертва обстоятельств, одержимый борьбой за власть — а, может быть, он просто оступившийся доблестный воин?
29 июля, 19:00 — «Король Лир»Трагедия обманутого старого отца или заносчивого тирана?Уверенный в справедливом устройстве мира, Король Лир решает разделить государство между тремя дочерями, а долю верной Корделии отдает лживым Гонерилье и Регане. Две старшие дочери Лира изгоняют отдавшего им власть отца, тем самым раскрывая ему глаза на истинные порядки, царящие в мире и его государстве. Лир по (Л. Е. Пинскому) утратил ощущение «трагической тревоги», лежащей в основе чувства ответственности за происходящее.
____________________________
Лекции включают результаты исследований, проведенных научными сотрудниками Шекспировского центра ИФПИ МосГУ с точки зрения тезаурусного анализа, который применен к изучению творчества Шекспира, прежде всего «Гамлета», «Отелло», «Ромео и Джульетты», «Макбета» и других произведений, а также к процессу шекспиризации мировой художественной культуры. Слушатели узнают о русской рецепции Шекспира, о «русском Шекспире» и «русском Гамлете», о том, почему Отелло доверчив, а не ревнив, о судьбе пьес Барда в современной популярной культуре. Предполагается также просмотр и разбор фрагментов из фильмов по пьесам английского драматурга.
Цикл лекций приурочен к выставке «
Форма пустоты», на которой представлены дипломные работы сценографов Школы-студии МХАТ по трагедиям Шекспира.