Каждое произведение этой программы стремится найти выражение сложнейших абстрактных категорий: вопрос существования Бога, отношения человека со смертью, переживание времени. На рубеже XX-XXI столетий композиторы словно стремятся в экспрессивной манере задать вечности волнующие их вопросы, опираясь на основы европейской музыкальной традиции: романтическое камерное музицирование, григорианский хорал и барочные жанры.
«Castillo Interior» для скрипки и виолончели Петериса Васкса — словно первое путешествие вглубь души. Название отсылает нас к труду святой Терезы Авильской «Внутренний замок»: это духовное руководство по единению души с божественным — один из ключевых мистических текстов христианской традиции. Напряженное взаимодействие виолончели и скрипки чередуется здесь с моментами тишины, в которых словно проникает тот самый свет, изображенный Лоренцо Бернини в его знаменитой скульптуре. А в «Pianissimo» для виолончели главным средством выразительности Васкс выбирает невероятно тихий трепещущий звук, который буквально растворяется в тишине — это мягкие, едва уловимые звуковые волны на грани слышимости.
Кшиштоф Пендерецкий создал свое Фортепианное трио в 1990 году, продолжая переход от авангардного языка 1960-х к более традиционным и лирическим формам: Трио полно напряженных полифонических взаимодействий между голосами. Витольд Лютославский в Партите для скрипки и фортепиано тоже переосмысляет каноны жанра: первая, третья и пятая часть Партиты имеют сходство с барочными жанрами — курантой, мелодией и жигой. Однако музыка этих зловещих, напряженных танцев словно парит в пространстве, лишенная привычных тонических функций; один из ключевых приемов Лютославского — алеаторика — дает музыкантам возможность свободно импровизировать в рамках тщательно структурированной формы.
Завершающее программу Трио для скрипки, виолончели и фортепиано Алексея Ретинского можно интерпретировать как настоящую внутреннюю литургию — состояние глубочайшей медитации, болезненное погружение в глубоко интимное, экзистенциальное переживание. Трио, написанное в 2007 году, основано на сонористических, густых, протяженных во времени звуковых структурах, которые воплощают в звуке внутренний ландшафт человеческой души — своего рода модернистский отклик человека современного на литургическую, христианскую музыкальную традицию.
Программа:
Васкс
Castillo interior для скрипки и виолончели
Pianissimo для виолончели
Пендерецкий
Фортепианное трио
Лютославский
Партита для скрипки и фортепиано
Ретинский
Трио