Программа maîtrise de la forme — это концентрированный рассказ о том, как композиторы разных эпох последовательно раздвигали границы камерной музыки.
Струнный квартет Вольфганга Амадея Моцарта №19 принадлежит к шести квартетам, посвященным Йозефу Гайдну, ставшему для Моцарта практически вторым отцом. Название «Диссонанс» квартету подарило знаменитое вступление к первой части, вызвавшее в обществе настоящий шок: музыканты даже отказывались его исполнять, полагая, что ноты были напечатаны с ошибками. Вступление наполнено мучительными хроматизмами и напряженной рефлексией; именно из этих интонаций затем вырастут Бетховен, Шуберт, а затем и вся романтическая музыка. Сам же квартет — фейерверк радостных мелодий и искрящегося света, бесконечного моцартовского дыхания и ярких театральных образов.
В диалог с Моцартом вступает Langsamer Satz Антона фон Веберна, Медленная часть для ненаписанного квартета, по-своему берущая начало во вступлении к Диссонанс-квартету Моцарта. Совсем еще молодой Веберн пока далек от поисков новых звучаний и перевернувшей мир академической музыки атональности. Здесь, в этой далеко отстоящей от страшного XX века части воплощена вся суть позднего романтизма: этот всплеск глубоких и красивых чувств, воплощающий романтическую любовь к женщине, был создан композитором в период его начинающего романа с будущей женой — Вильгельминой Мертль.
Фортепианный квинтет соль минор ор.57 Дмитрия Шостаковича — легенда в мире камерной музыки и невероятная творческая вершина, которая, что удивительно, имела огромный успех с первого же исполнения. Квинтет был написан тридцатитрехлетним композитором прямо перед войной и объединил в себе все самое светлое и самое болезненное в композиторской эстетике Шостаковича: это удивительное сочинение находится на стыке барочных форм, неоклассицизма и монументальной русской музыки XIX века, парадоксальным образом попав одновременно в западноевропейскую камерную традицию и в идеалы социалистического реализма.
Программа концерта:
Вольфганг Амадей Моцарт
Струнный квартет №19 до мажор Диссонанс (1785), KV465
Антон фон Веберн
Медленная часть для струнного квартета
Langsamer Satz (1905) AW11
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Фортепианный квинтет соль минор (1940) ор.57
Исполнители:
Кирилл Кравцов
Михаил Фейман (скрипки)
Андрей Усов (альт)
Алексей Найденов (виолончель)
Юрий Мартынов (фортепиано)