Назад
БЕТХОВЕН, СКРЯБИН,
ФЕЙНБЕРГ, БАРБЕР, ШУБЕРТ
Александра Лотова и Евгений Стародубцев

Музыка
04 дек
20:00
Описание
Александра Лотова и Евгений Стародубцев (фортепиано) исполняют сочинения Бетховена, Скрябина, Фейнберга, Барбера и Шуберта.

Соната для фортепиано No. 30, посвященная Максимилиане Брентано, — произведение по преимуществу лирическое, дающее яркие примеры интимной романтики позднего Бетховена. Ромен Роллан рассматривает первую часть как выражение поэтической мечтательности, а вторую как контрастный порыв бурной энергии, переходящий в стремительный танец с «ударами башмаков». Третья часть, согласно Ромену Роллану, это — «песнь сердца»; и недаром интонации первой темы заимствованы из бетховенского песенного цикла «К далекой возлюбленной». По словам Роллана, в музыке вариаций — прежняя тоска по любви, но высказываемая теперь mezza voce, как бы самому себе.

Соната для фортепиано № 2 ("Соната - фантазия") изначально посвящалась возлюбленной Скрябина, Наташе Секериной. Заголовок «Соната-фантазия» указывает на отступления от классической формы: в ней только две части, первая заканчивается не в основной тональности. Это одно из самых лирических произведений композитора. Есть сведения, что автор отразил в нем впечатления от морской стихии.

С первых опусов творчества Фейнберга интересовал жанр фортепианной сонаты. Сонату №9 отличает особо выраженное тяготение к поэмности и монотематизму, присущее композиторам-романтикам и широкое использование полифонии. Тонкий знаток фортепиано, Фейнберг создает и демонстрирует новые виды виртуозной техники.

Соната Барбера и есть, по сути, портрет XX века, его подлинное лицо. Опустошающая, зловещая музыка — нагнетание, вызывающее параллель со Второй фортепианной сонатой Шостаковича, — звучит так же холодно и неприютно. Будто бы реальность после апокалипсиса, выжженная степь.

«Фантазия» для фортепиано в четыре руки — посвящена ученице Шуберта, графине Каролине Эстерхази, в которую композитор был влюблён. Сочинение сохраняет привычную сонатную четырёхчастность, однако построение частей не следует строгой сонатной форме. Главная тема строится на нотах фа и до (в латинской записи F и C), которые, по распространённому мнению, соответствуют именам Франц и Каролина.