Мани Каул — одна из ключевых фигур индийского авторского кино, режиссер, испытавший влияние аскетичного европейского кинематографа в лице Робера Брессона, и одновременно знаток древнеиндийской философии и искусства. Кроме того, он известен как практик и преподаватель музыкального стиля Дхрупад — старейшего из существующих по сей день направлений музыки хиндустани. Каул является автором ряда теоретических эссе, в частности «Странствующей фигуры» — важного текста о том, как принципы индийской классической музыки могут быть применены к созданию фильма. Перевод этого эссе вышел в альманахе-огне в прошлом году, ознакомиться с ним можно по
ссылке.
«Дхрупад» (1983) как раз является фильмом, устроенным по принципам раги — ключевой индийской музыкально-эстетической концепции. Мы видим, как в пространстве особым образом развертывается полотно, сотканное из средневековых композиций и фрагментов импровизации, а также уроков, которые дают братья Дагар — представители самой известной линии потомственных музыкантов-дхрупадия. Взгляд камеры блуждает, следуя за мелодическими рисунками, изгибами дворцовых галерей и движениями фигуры нарратора. В этом фильме, а также в других своих работах, Каул бросает вызов доминирующим представлениям о перспективе и центральной роли сценария, где режиссер находится в позиции демиурга и выстраивает структуру фильма от общего к частному.