Серия ноябрьских концертов «Капля Баха». Île Thélème Ensemble
Музыка
26 ноя
17:00
Описание
Герои программы Île Thélème Ensemble — странники во времени и пространстве. Шарль Тессье в поисках постоянной работы объехал чуть ли не всю Европу XVII века (и это едва ли не все, что о нем достоверно известно). Сто лет спустя Иоганн Георг Пизендель, сменив несколько мест придворной службы в Германии, побывал в Италии и других европейских странах. Арво Пярт, эмигрировавший из Эстонии в Германию в начале 1980-х, вернулся на родину двадцать лет спустя. Даже аббатисса Хильдегарда Бингенская нередко путешествовала по церковным делам, несмотря на все трудности таких предприятий в XII веке. Но дело не в географии — или не только в ней: Петерис Васкс почти постоянно живёт в Латвии, а Бах, изредка переезжая из одного города в другой, тем не менее ни разу не покидал пределов Германии. Путешествия ради заработка, профессионального самосовершенствования или славы могут одновременно быть и поиском себя, и паломничеством. Так ли важно место рождения и место работы, если мы, куда бы ни шли, всегда идем домой, как говорил поэт?

Композиторы эпохи Ренессанса в путешествиях познавали новые для себя стили исполнения и сочинения, но уже к XVIII веку благодаря распространению печатных нот это можно было делать, порой практически не выходя из дома. Пизендель познакомился с экстравагантным виртуозным стилем Вивальди еще до личной встречи с самим композитором, а Бах осваивал и преображал французскую манеру, оставаясь в Германии. Найденное в странствиях часто буквально передавалось из рук в руки. Так сочинения Баха, написанные для струнных инструментов без традиционного для того времени аккомпанемента (в том числе виолончельная сюита ре минор) появились во многом благодаря знакомству с прихотливыми сольными сонатами Пизенделя. Само строение сюиты, состоящей из вступления и контрастных пьес в стилизованных жанрах придворных танцев, еще до Баха было найдено французскими композиторами. Впрочем, ко времени создания сюит большинство этих некогда модных танцев в жизни уже никто не танцевал (кроме разве что галантных менуэтов). Для современного слуха сюита окрашена мрачной меланхолией (чего стоит только сарабанда, в которой использован самый глубокий и темный регистр виолончели) — но это музыка, предназначенная для исполнения наедине с собой, в крайнем случае, в присутствии считанных слушателей. Имеет ли значение, кем и где было изобретено нечто новое в искусстве звуков, внимает ли этому новому хоть одна живая душа, если главная цель этого искусства — обращаться к Творцу?

Многих композиторов-поставангардистов советского периода (к их числу относятся и Пярт, и Васкс) внутренние странствия приводили к христианству. Предельная простота и благозвучие гармонии в их сочинениях нередко напоминает средневековую и ренессансную церковную музыку. Почти бестелесное, аскетичное звучание вырастает из обертонов, естественных отзвуков: композитор внимает самой физической природе музыки, при этом математически точно просчитывая результат. «Сакральная простота» словно протягивает руку композиторским техникам далекого прошлого. Ее главные инструменты — повторы и медленные, постепенные изменения, которые дарят ощущение бесконечного течения времени. О времени без «больших событий» сейчас остаётся только мечтать. Петерис Васкс когда-то сказал, что стоит лишь задуматься о современности, начинаешь понимать, что постоянно балансируешь на самом краю времени. Смирение, о котором словами Богородицы говорится в маленькой арии Quia Respexit из «Магнификата» Баха, для «сакральных минималистов» может быть и способом осознавать себя как музыканта. Стоит ли искать театрально эффектных контрастов или показной интеллектуальной сложности, если каждый повтор, как бусина четок или молитва Розария — маленький шаг на долгом пути домой?

Fratres Пярта созданы для неопределенного состава инструментов. Песня Тессье Me voila hors du naufrage дошла до нас в виде записи мелодии с простой лютневой табулатурой. О сюитах Баха до сих пор ведутся дискуссии, на каком именно инструменте их следует исполнять — на виолончели (которая была тогда сравнительно новым инструментом), на старинной виоле да гамба или же на редчайшей в наши дни виоле да спалла, на которой играют, держа на плече. В конце сольной пьесы Васкса Pianissimo к виолончели совершенно неожиданно присоединяется голос.

Какая разница, сколько вас, если вы вместе славите Бога?

Анна Сокольская

Программа концерта:
Aрво Пярт - Fratres - для скрипки и фортепиано
Петерис Васкс - Castillo interior - для скрипки и виолончели
Петерис Васкс - Pianissimo - для виолончели
Хильдегарда Бингенская - Spiritus Sanctus
Иоганн Георг Пизендель - Соната для скрипки соло ля минор (I.Largo; II. Allegro; III.Gigue - Variations)
Иоганн Себастьян Бах - Quia Respexit из Магнификата ре мажор
Иоганн Себастьян Бах - Сюита для виолончели соло ре минор (1. Prelude; 2. Allemande; 3. Courante; 4. Sarabande; 5. Menuett Iⅈ 6. Gigue)
Шарль Тессье - Air de court: Me voila hors du naufrage

Исполнители:
Аяко Танабе - скрипка
Сергей Суворов - виолончель
Татьяна Бикмухаметова - сопрано
Наталья Соколовская - фортепиано

Купить БИЛет
26 ноя 2023
17:00