Назад
МЕССИАН, ПРОКОФЬЕВ, ИЗАИ, ЧАЙКОВСКИЙ, СЕН-САНС
Даниил Коган (скрипка)
Арсений Тарасевич-Николаев (фортепиано)
Музыка
4 июн
20:00
Описание
Фрагмент Сонаты для скрипки соло Бартока — один из крайне редких примеров обращения европейских композиторов к жанру Чаконы. Изначально Чакона — народный танец, известный в Испании с конца XVI века. Имеются данные о его американском происхождении. Размер трёхдольный, темп живой; характер был неистовым и диким; исполнялась Чакона в сопровождении пения и игры на кастаньетах. Многие сохранившиеся записи для лютни и гитары свидетельствуют о быстром распространении Чаконы в Европе, где она стала медленным плавным танцем сосредоточенно-величавого характера, чаще в миноре. В XIX веке композиторы к Чаконе почти не обращаются, а в XX веке обращаются сравнительно редко — и фрагмент «Сонаты для скрипки соло» стал одним из немногих примеров работы с этим жанром.

Первая соната f-moll, op. 1 Сергея Прокофьева не является в полном смысле сонатой; это типичное сонатное аллегро, первая часть «раскассированного», по словам композитора, сонатного цикла. Подтверждением тому служит не только история создания произведения, но и сама музыка. В сонате нет элементов сонатного цикла в сжатом виде. Она образовалась в результате переработки и отделки трехчастной второй из шести юношеских сонат его «старых тетрадей», откуда композитор неоднократно черпал материал для последующего творчества. Прокофьев отбросил вторую и третью части, а первую в переработанном виде назвал «сонатой».

Эжен Изаи был последним наряду с Клейслером виртуозом-композитором, продолжавшим и развивавшим традиции романтического искусства выдающихся скрипачей XIX в. Огромный масштаб мыслей и чувств, богатство фантазии, импровизационная свобода выражения, виртуозное мастерство выдвинули Изаи в число выдающихся интерпретаторов, определили самобытный характер его исполнительского и композиторского творчества. Его авторское сочинение «Элегическая поэма» вызвало всеобщее восхищение и до сих пор значится в репертуаре ведущих скрипачей мира. Под влиянием «Элегической поэмы» специально для Изаи создал свою «Поэму» Шоссон.

Многогранность тематизма «Меланхолической серенады» Петра Чайковского, в которой развиты четыре темы, не выходит из сферы лирики, однако она затрагивает различные настроения от глубокой меланхолии (первая тема) до светлого гимна любви и радости (вторая тема средней части). Главная тема «Серенады» близка романсовой мелодии, в ней ясно выступает декламационное начало — в характерном повторении одного и того же звука и отдельных мотивов.

Этюд в форме Вальса — концертное произведение выдающегося французского композитора Камиля Сен-Санса, которое стало одним из наиболее популярных в мировом репертуаре в переложении Эжена Изаи.


В программе:
Барток — Чакона из Сонаты для скрипки соло
Прокофьев — Соната No.1
Изаи — Элегическая поэма
Чайковский — Меланхолическая серенада
Сен-санс - Изаи — Этюд в форме Вальса

Исполнители:
Даниил Коган — скрипка
Арсений Тарасевич-Николаев — фортепиано

4 июн 2023
20:00
Купить БИЛет