фестиваль новой музыки
«ВЕК ИНОЙ»
Спецпроект
13 мая
14 мая
Купить АБОНЕМЕНТ
все события фестиваля
13 - 14 мая 2023
«ВЕК ИНОЙ» — фестиваль новой музыки, придуманный и воплощенный ансамблем Île Thélème и его художественным руководителем, Натальей Соколовской. Хотя слово «новой» хочется взять в кавычки. Стравинский, Мессиан, Айвз — имена многих композиторов, сочинения которых прозвучат на фестивале, можно встретить почти в каждом концерте современной музыки. Но так ли они нам современны? Давайте просто это зафиксируем. Прошло 100 лет. Целый век. Касаются ли нас все еще битвы традиционалистов с экспрессионистами? Будут пассажи неоклассицизма и додекафонные приемы звучать в дне сегодняшнем так же дерзко? Чего мы достигли за минувшие сто лет? Так ли далеко ушли вперед? Вперед ли?

Ансамбль Île Thélème, специализирующийся на исполнении музыки композиторов-современников, обращается к репертуару начала XX века, чтобы проверить, стал ли наш век иным.

13 мая, 17:00 — «Шинель» (1926), кинопоказ
«Шинель» — художественный фильм режиссёров Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Эксцентрическая трагикомедия, обозначенная авторами как кинопьеса в манере Гоголя. В основе сюжета две повести Николая Васильевича Гоголя: «Невский проспект» и «Шинель», объединённые введением общего персонажа — Акакия Акакиевича Башмачкина. Только у Гоголя Акакий Акакиевич уже родился маленьким старичком и с первой минуты испытывал страх перед жизнью. Герой фильма молод, полон надежд, его душа открыта миру. Маленький чиновник безнадежно вздыхает о прекрасной Незнакомке, являющейся ему на Невском в ореоле искрящихся снежинок.

Историк кино Николай Лебедев писал в «Очерке истории кино СССР»: «Из гуманистической повести о маленьком, обиженном жизнью человеке „Шинель“ Гоголя была превращена в гофманианский гротеск… Причудливо фантастическая игра актёров, ирреальные декорации, контрастные сопоставления сна и действительности, мистико-романтическое освещение и гротесковая композиция кадров — всё это искусно передавало чисто кинематографическими средствами ту фантасмагорическую „игру с реальностью“, которая имелась в литературном сценарии». Он также отмечал, что «„затруднённость формы“ была доведена до логического конца: местами зритель не понимал, что происходит на экране».

13 мая, 20:00 — CONCERT I. — РАВЕЛЬ, МЕССИАН, МИЙО, БАРБЕР
Неоклассицизм — направление в музыке 1920х годов, для которого характерно обращение из современности к принципам музыкального мышления эпохи позднего Возрождения, барокко и раннего классицизма. Оно противостоит художественным тенденциям, генетически связанным с романтизмом (импрессионизм, экспрессионизм, веризм). Это яркое направление отразилось в музыке Мориса Равеля и Дариюса Мийо, которые с этой позиции обращались к старинным французским сонатам.

Начало ХХ века вошло в историю как время ниспровержения всех существующих канонов. Не стала исключением и музыка – рушилось всё: тональность, устоявшиеся формы, даже само понятие звука, размывались границы направлений и стилей. Неужели в таких условиях еще можно было чем-то удивить публику? Оказывается, можно. Американский композитор Сэмюэл Барбер сделал это за счет приверженности традициям, которые многие его современники разрушали.

В свою очередь Оливье Мессиан отвергал пути и неоклассицизма, и додекафонии, и фольклоризма. Его стремление было развить национальные традиции, выявить в них непосредственную эмоциональность и чувственную полноту музыки. «Наша цель создавать и способствовать созданию живой музыки... Она будет также помогать здоровой французской школе, прозябающей из-за безразличия или скупости официальных кругов» — значилось в манифесте «Молодая Франция», одним из основателей которого был Мессиан.

ПРОГРАММА
Равель — «Соната для скрипки и виолончели»
Мессиан — «Три мелодии для голоса и фортепиано»
Мессиан — Предлюлия для фортепиано No.1
Мийо — «Le Printems», op. 18
Барбер — Соната для виолончели и фортепиано: Allegro ma non troppo, Adagio, Allegro Apassionato
Мессиан — «Louange à l’Éternité de Jésus» (из «Квартета на конец времени»)
Равель — Мадагаскарские песни для голоса, флейты, виолончели и фортепиано

ИСПОЛНИТЕЛИ
Татьяна Бикмухаметова - сопрано
Зоя Вязовская - флейта
Скрипка - Аяко Танабе
Виолончель - Сергей Суворов
Наталья Соколовская - фортепиано


14 мая, 18:00 — «Музыка смутного времени» — лекция Сергея Арцибашева
Двадцатые и тридцатые годы двадцатого века — время уникальное в истории Европы и России. Это была кризисная эпоха, напряженный временной промежуток между двумя войнами, между двумя вехами существования человека. Композиторы в то время были одержимы поисками нового языка музыки, который мог бы выразить все противоречия смутное времени. Но переходные периоды в искусстве — зачастую самые интересные. Именно об этих творческих поисках композиторов первой половины двадцатого века: Стравинского, Прокофьева, Айвза, и пойдёт разговор на лекции Сергея Арцибашева.

14 мая, 20:00 — CONCERT II. — ЯНАЧЕК, АЙВЗ, СТРАВИНСКИЙ, ВЫШНЕГРАДСКИЙ, РОСЛАВЕЦ
Леош Яначек принадлежал к поколению, жившему в угнетенной стране в реакционную эпоху. При этом родился он во второй половине XIX века в краю густых лесов и старинных замков. Яначек — один из основоположников музыкального мышления и музыкальной психологии XX века. Его речь с сильным местным акцентом казалась чересчур дерзкой для эстетов. Оригинальные творения, философские взгляды и теоретическое мышление новатора воспринимались как курьез. При жизни он снискал репутацию недоучки, примитива, местечкового фольклориста. Теперь прямолинейность его взгляда на мир не нуждается в смягчении, острота звучания его аккордов не требует шлифовки. Со второй половины XX века люди чаще видят в Яначеке соратника, глашатая общечеловеческих принципов прогресса, гуманизма, бережного уважения законов природы.

Экспериментальным курьезом называли современники и сочинения американского композитора Чарлза Айвза. Раньше других композиторов Айвз пришел ко многим из современных выразительных средств. От экспериментов с разными оркестрами к политональности (одновременному звучанию нескольких тональностей), объемному, «стереоскопическому» звучанию и алеаторике (когда музыкальный текст не жестко зафиксирован, а из совокупности элементов возникает каждый раз заново, как бы случайно). В некоторых произведениях Айвз раньше Шенберга почти вплотную подошел к серийной организации атональной музыки.

Игорь Стравинский снискал репутацию дерзкого ниспровергателя традиций. В его музыке возникает множественность стилей, постоянно пересекающихся и подчас трудно поддающихся классификации, за что композитор заслужил от современников прозвище «человек с тысячью лиц». Он свободно перемещает жанры, формы, стили на своей творческой сцене, как бы подчиняя их правилам собственной игры. Утверждая, что «музыка способна выражать лишь самое себя», Стравинский тем не менее стремился жить и писать «con Tempo» (вместе со временем).

Иван Вышнеградский известен в первую очередь как один из пионеров четвертитоновой музыки. Родился в 1893 году в Санкт-Петербурге. Сочинять музыку начал в возрасте 17 лет. Своим главным ориентиром до конца жизни считал Скрябина. Вышнеградский первым прибегнул к расширению звукоряда посредством дробления на микроинтервалы.

Николай Рославец активно начал поиски новых композиторских техник, отталкиваясь от открытий своих кумиров, Дебюсси и Скрябина, и пришёл к созданию техники синтетаккода, во многом напоминающую шёнберговские пред-додекафонные эксперименты. После начала открытых политических процессов в стране Рославец был причислен к «вредителям», и в 1930 обвинен в «пропаганде легкой музыки». Почти все его сочинения последних десяти лет — мучительное свидетельство ломки собственной индивидуальности в угоду господствующей эстетике.

ПРОГРАММА
Яначек — Струнный квартет No.1 «Крейцерова соната»
Айвз — Три четвертитоновых пьесы для двух фортепиано
Стравинский — Три пьесы для струнного квартета
Яначек — «В тумане»
Вышнеградский — из цикла «24 Прелюдии для двух четвертитоновых фортепиано» op. 22
Рославец — Соната для альта и фортепиано

ИСПОЛНИТЕЛИ
Аяко Танабе - скрипка
Григорий Филипченко - виолончель
Иван Кощеев - фортепиано
Наталья Соколовская - фортепиано


Купить АБОНЕМЕНТ
все события фестиваля
13 - 14 мая 2023