ЯНАЧЕК, ДЕБЮССИ, КРАМ,
РАВЕЛЬ, ВИЛЛА-ЛОБОС
ансамбль Île Thélème
Музыка
28 дек
22:00
Описание
ПРЕДНОВОГОДНИЙ ВЕЧЕР ПРИ СВЕЧАХ И С ПУНШЕМ

Сочинения из цикла Леоша Яначека «По заросшим тропинкам» славятся естественностью, искренностью выражения эмоций, идей, чувств, «импровизационностью», «мелодией речи» и «речевыми попевками», характерной для композитора повторностью мотивов и фраз внутри предложений. На концерте прозвучит версия в переложении для скрипки и фортепиано.

Струнный квартет занимает особое место в творчестве Клода Дебюсси. В нем нет тех особенностей, которые в первую очередь ассоциируются с музыкальным импрессионизмом — ни гармонических, ни ритмических, ни интонационных. Квартет Дебюсси ближе к романтической традиции, композитор использует приемы тематического развития и принципы построения музыкальной формы, от которых он впоследствии отказался. Обозначения «с воодушевлением» и «со страстью», которые присутствуют в квартете, встречаются в творчестве Дебюсси крайне редко.

Соната для виолончели соло Джорджа Крама характеризуется «захватывающей структурой смычка». От исполнителя буквально требуется творить чудеса смычком и пальцами, раскрашивая и оживляя хорошо продуманную музыкальную линию, отмеченную мелодической спонтанностью с возможность модулировать от беззаботности до навязчивой меланхолии за мгновение.

Морис Равель никогда не упускал случая послушать хороший джаз, и на практике усвоил его специфику. Композитор воспроизвел в своем «Блюзе» не только характерные glissando скрипачей, но и сумел передать эффекты духовых — portando тромбонов, вздохи и воркование саксофона, что привнесло колорит, необычный для камерно-инструментальной музыки. Арпеджированные пассажи скрипки могут напомнить даже о звучании гитары.

Написанная в 1950 году композиция Assobio a Játo (Реактивный свисток) для флейты и виолончели является прекрасным примером экзотического стиля Эйтора Вила-Лобоса. Его выбор флейты и виолончели предлагает максимальный контраст между высокими и низкими частотами, металлом и деревом, духовыми инструментами и струнами, дыханием и смычком. При высоких контрастах по диапазону и тембру текстура настолько прозрачна, что поляризуется. На протяжении всей пьесы флейта и виолончель являются равными партнерами, поскольку они симметрично обмениваются соло и аккомпанементом или играют вместе с таким извилистым, расходящимся контрапунктом, что кажутся почти независимыми, случайно музыкальными. Музыка хроматична и крута, крутится в широком диапазоне высоты тона и тонких настроений. В рамках дуэта Вилла-Лобос рисует удивительно яркое полотно. Название происходит от термина, который Вилла-Лобос дал особой новой технике, которую флейтист должен использовать в быстром глиссандо третьей части, звучащей для него как реактивный самолет.

Adagio у Мориса Равеля приобретает своеобразный характер, отличающий ее от других. Дело не только в характере музыки, но и в форме — это бесконечно льющаяся кантилена фортепиано, род инструментального монолога («Как Равель одинок здесь наедине с самим собой!» — замечает Жиль-Марше). Музыка Adagio прекрасна по широте своего дыхания, глубине лирического чувства, высказанного с присущей композитору сдержанностью.

Исполняют:
Аяко Танабе — скрипка
Андрей Баскин — скрипка
Сергей Полтавский — альт
Григорий Филипченко — виолончель
Наталья Соколовская — фортепиано
Зоя Вязовская — флейта

Купить БИЛет
22:00
28 декабря 2022