ПОСВЯЩЕНИЕ МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ:
Полина Ермолаева, Николай Манаков,
вокальный ансамбль «TerminuS»
Музыка
22дек
20:00
Описание
КОНЦЕРТ - HOMMAGE

Поэтический мир Марины Цветаевой подобен калейдоскопу, в котором отражаются многомерные явления жизни. Амплитуда почерка колеблется между полюсами образов: сольным экспрессивным монологом, окутанным «шумом времени», и «голосом из хора», возвещающим о надвигающихся катастрофах XX века.

В концертной программе «Посвящение Марине Цветаевой» (к 130-летию со дня рождения) объединена камерная вокальная лирика и хоры a cappella отечественных композиторов на стихи поэта. Отправная точка этого музыкального вечера – «Три стихотворения Марины Цветаевой» для меццо-сопрано и фортепиано Альфреда Шнитке (1934–1998) – одно из первых сочинений в истории музыки на цветаевские строки (op. 36, 1965). Личная и сокровенная лирика, отражённая в этой камерной вокальной музыке, в дальнейшем трансформируется в коллективное высказывание в «Трёх песнях» Бориса Тищенко (1939–2010) для среднего голоса и фортепиано (op. 48, 1970). Для исполнения выбрана версия опуса для женского хора и фортепиано петербуржца Владимира Полякова. Эстафету творчества композиторов-шестидесятников продолжает хоровая музыка a cappella: фрагмент «Пало прениже волн» из сюиты «Посвящение Марине Цветаевой» (1984) Софии Губайдулиной (р. 1931) и «Калужская дорога» из хорового концерта «Троицын День» (1987) Юрия Фалика (1936–2009). Утончённый психологизм и экзальтированность цветаевского слова отражены в хоровом концерте «Бессонница» (1986) петербургского композитора Дмитрия Смирнова (р. 1952). В программе вечера прозвучат фрагменты «Чтобы помнил не часочек, не годок…» и «Стихи к Блоку». В роли своеобразной арки, возвращающей к сольному высказыванию, выступает сюита для контральто и фортепиано «Шесть стихотворений Марины Цветаевой» (op. 143, 1973) Дмитрия Шостаковича (1906–1975). Следом прозвучат фрагменты из Хорового цикла (1971) ростовского композитора Виталия Ходоша (1945–2016). В музыкальную ткань этих хоров вплетён фольклорный колорит, столь близкий одному из стилевых регистров поэзии Марины Цветаевой. В качестве постлюдии к программе прозвучит сочинение авторства Сергея Терентьева (р. 1992), специально написанное к юбилейной дате со дня рождения поэта – «Месяц высокий над городом лёг…» (2022).

Исполняют:
Полина Ермолаева (меццо-сопрано),
Николай Манаков (фортепиано),
Вокальный ансамбль «TerminuS».
Альфред Шнитке. Три стихотворения Марины Цветаевой для меццо-сопрано и фортепиано, op. 36 (1965):
«Проста моя осанка»
«Чёрная, как зрачок»
«Вскрыла жилы»

Борис Тищенко. Три песни на стихи Марины Цветаевой для среднего голоса и фортепиано, op. 48 (1970)
Версия для женского хора и фортепиано Владимира Полякова:
«Окно»
«Осыпались листья»
«Зеркало»

София Губайдулина. «Посвящение Марине Цветаевой» (1984).
Сюита в пяти частях для хора без сопровождения. Фрагмент:
«Пало прениже волн…»

Юрий Фалик. «Троицын день» (1987).
Концерт для смешанного хора a cappella. Стихи Марины Цветаевой. Фрагмент:
«Калужская дорога»

Дмитрий Смирнов. «Бессонница» (1986).
Концерт для смешанного хора a cappella. Стихи Марины Цветаевой. Фрагменты:
«Чтобы помнил не часочек, не годок…»
«Стихи к Блоку»

Дмитрий Шостакович. Шесть стихотворений Марины Цветаевой,
op. 143 (1973).
Сюита для контральто и фортепиано:
«Мои стихи»
«Откуда такая нежность?»
«Диалог Гамлета с совестью»
«Поэт и царь»
«Нет, бил барабан…»
«Анне Ахматовой»

Виталий Ходош. Хоровой цикл на стихи Марины Цветаевой для смешанного хора a cappella (1971).
Фрагменты:
«Кто спит по ночам?»
«Полюбил богатый – бедную…»

Сергей Терентьев, стихи Марины Цветаевой. «Месяц высокий над городом лёг…» для смешанного хора a cappella (2022).

В программе возможны изменения.

Купить БИЛет
20:00
22 декабря 2022