ШНИТКЕ, МОЦАРТ, ШОСТАКОВИЧ
Ансамбль Île Thélème
Музыка
08 дек
20:00
Описание
Альфред Шнитке — один из самых крупных советских композиторов так называемого второго поколения. Творчеству Шнитке присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры. Для него характерны масштабные замыслы, контрастная драматургия, напряженная экспрессия музыкального звука. В его сочинениях нашли резонанс и трагизм атомной бомбардировки, и борьба с неотступным злом на земном шаре, и моральная катастрофа человеческого предательства, и взывание к добру, заложенному в человеческой личности. В Трио-сонате, написанной к 100-летию Берга, нет ни одной цитаты. Есть лишь псевдоцитаты — и не только, и не столько из Берга, сколько вообще из музыки. Есть иллюзия чего-то звучащего из классики, но это намеренно создаваемая иллюзия. Подобных псевдоцитат у Шнитке много в разных сочинениях. Это, в общем, некая постоянная задача — преодолеть разорванность времени, преодолеть его однонаправленность и привести, таким образом, к встрече все времена.

В камерном творчестве Моцарта очень мало дуэтов (если не считать сонаты для инструментов и фортепиано). Тем не менее, у него есть некоторый опыт этого музыкального сочетания — он написал концертную симфонию, а также дуэт для скрипки и альта. Моцарт сочинил эти две пьесы за два дня и две ночи, чтобы помочь своему другу Майклу Гайдну, брату Иосифа, который не смог завершить цикл из шести дуэтов, по заказу архиепископа Коллоредо, чье несогласие с музыкантом из Зальцбурга осталось популярным. Таким образом, последние две пьесы написаны Моцартом и доставлены под именем Гайдна его прославленному врагу. «Обман» не был раскрыт до смерти автора первых четырех дуэтов, которые не были опубликованы до 1911 года.

Фортепианный квинтет — одно из наиболее известных камерных произведений Шостаковича, в котором в полной мере проявилось мастерство композитора. Ко времени создания Квинтета им уже написаны шесть симфоний, балеты, оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда». Говоря о жанре фортепианного квинтета в целом, следует отметить, что, начиная с середины XX века, он претерпевает значительные изменения в том, что касается функций инструментов-участников. В отличие от квинтета эпохи романтизма, роль, отводимая фортепиано, становится линеарной, а не гармонической. Тем самым достигается бóльшая прозрачность фактуры произведения и баланс инструментальных голосов: фортепиано больше не принадлежит верховенство власти, ему отведена роль еще одного голоса многоголосной структуры, что само по себе означает отход от традиций фортепианного квинтета предыдущих эпох. Фортепианный квинтет Шостаковича стал одним из наиболее ярких примеров такого переосмысления жанра. Одновременное звучание всех инструментов здесь встречается лишь эпизодически. Фортепиано выступает как своеобразное продолжение звучания струнных, и это особенно проявляется в частях со сложной полифонической фактурой – партии отдельных инструментов взаимопроникают, а не противопоставляются друг другу. Звучание же всего инструментального ансамбля композитор использует для решения драматургических задач в эпизодах, отличающихся высокой степенью напряжения и эмоциональности. Как отмечает К. Мейер в своей книге о Шостаковиче: « Основные достоинства нового произведения – стилистическое единство и превосходное ощущение колористических возможностей ансамбля… Композитор обращается здесь к баховской полифонии, но в то же время модальность и тип мелодической линии роднят произведение с русской классикой».


Состав:
Аяко Танабе - скрипка
Евгений Субботин - скрипка
Александр Митинский - альт
Дмитрий Прокофьев - виолончель
Наталья Соколовская - фортепиано