Фестиваль «Опыты сердца и ума»
Спецпроект
15 дек
17 дек
Барочная музыка, аутентичная гастрономия и мастер-классы по комедии дель арте
У каждой площадки есть своя визитная карточка – проект, который больше всего отражает ценности и атмосферу пространства. Для нас таким событием стал фестиваль «Опыты сердца и ума»: начавшись как разовое событие, он перерос в день барокко, а после обосновался в нашей программе и появляется в ней регулярно.

Очередные «Опыты» — одновременно традиционные и новые для нас. Гостей ждут привычные барочные концерты ансамбля «Солисты Екатерины Великой», мастер-классы, лекции и легендарные блюда по старинным рецептам от Cookery Lost Club. Но в этот раз фестиваль пройдет при поддержке Итальянского Института культуры — первый день состоится целиком на площадке института. По насыщенности и количеству событий эти «Опыты» — безусловно, самый масштабный фестиваль, проводившийся в нашей галерее.
Купить АБОНЕМЕНТ
15–17 декабря 2023
абонемент все события
15 декабря, пятница
Место проведения: Итальянский Институт культуры
Вводная лекция о комедии дель арте
В основе курса лекций и мастер-классов Людмилы Николаевой, который пройдет в рамках фестиваля «Опыты сердца и ума» — жанр старинного итальянского уличного театра дель арте, музыка и танцы эпохи Ренессанса, и даже импровизация с элементами акробатики.

Суть жанра — действо типовых персонажей, одетых в кожаные маски. Характерные и цельные герои были собраны в одну труппу из разных регионов Италии. Их игра построена на импровизации, но персонажи общаются на своих диалектах — в этом и комизм, и абсурдность житейских ситуаций, и усиление характеров.

Наша цель — создать полностью выстроенного персонажа, его манеру, поведение, быстроту реакции. Развитие хорошей техники поможет актеру с легкостью жонглировать навыками и даст возможность любому персонажу стать узнаваемым.

На вводной лекции мы узнаем об истории комедии дель арте, о том, как строились характеры и что лежало в основе этого старинного театрального искусства.
15:00 - 16:00
Людмила Николаева, специалист по старинному театру, хореограф-постановщик, преподаватель
Концерт «Русское придворное звучание итальянской музыки. Манфредини, Паизиелло, Далольо»
«Для нас, жителей Петербурга, фамилии итальянских архитекторов XVIII века давно стали родными. Гуляя по барочному центру города, мы наслаждаемся уникальными петербургскими ансамблями, которые были созданы Трезини и Растрелли, Ринальди и Росси. Но так ли много мы знаем о звуках, которые наполняли эти прекрасные стены?

Наша цель как раз заключается в том, чтобы оживить звучание барочного Петербурга, старой России».

На лекции-концерте музыканты Андрей Пенюгин (скрипка) и Ирина Шнеерова (клавесин) расскажут о трех итальянских композиторах — Доменико Далольо, Винченцо Манфредини и Джованни Паизиелло, создававших неповторимый облик петербургской музыки XVIII века.
19:00 - 20:30
Андрей Пенюгин (скрипка), Ирина Шнеерова (Клавесин)
16 декабря, суббота
Место проведения: галерея Île Thélème
Мастер-класс по комедии дель арте. День 1
В основе курса лекций и мастер-классов Людмилы Николаевой, который пройдет в рамках фестиваля «Опыты сердца и ума» — жанр старинного итальянского уличного театра дель арте, музыка и танцы эпохи Ренессанса, и даже импровизация с элементами акробатики.

Суть жанра — действо типовых персонажей, одетых в кожаные маски. Характерные и цельные герои были собраны в одну труппу из разных регионов Италии. Их игра построена на импровизации, но персонажи общаются на своих диалектах — в этом и комизм, и абсурдность житейских ситуаций, и усиление характеров.

Наша цель — создать полностью выстроенного персонажа, его манеру, поведение, быстроту реакции. Развитие хорошей техники поможет актеру с легкостью жонглировать навыками и даст возможность любому персонажу стать узнаваемым.

На мастер-классах актеры и гости смогут создать своего персонажа комедии дель арте, освоить традиционную для итальянского театра работу с образом и научиться практикам перевоплощения, которые использовали барочные актеры.
14:00 - 17:00
Людмила Николаева, специалист по старинному театру, хореограф-постановщик, преподаватель
Концерт-лекция «Доменико Далольо и его скрипка»
Скрипач и композитор из Падуи, Доменико Далольо (1700-1764) почти 30 лет служил при русском дворе. Он создал два сборника скрипичных сонат, 17 скрипичных концертов и около 10 симфоний. Среди них симфония «Казак» и «Русская» — первые произведения с использованием русского фольклора (1740-е годы). Вместе с братом, виолончелистом Джузеппе, Доменико Далольо поставлял венецианскую живопись русскому двору.

На камерном концерте «Доменико Далольо и его скрипка» будет звучать скрипка, изготовленная отцом композитора в 1748 году. Судя по всему, эта скрипка имеет самую долгую историю из всех сохранившихся.

В стоимость билета входит барочный фуршет-лекция в антракте концерта.

ИСПОЛНИТЕЛИ
Ансамбль «Солисты Екатерины Великой»:
Андрей Пенюгин, скрипка
Ирина Шнеерова, клавесин
19:00 - 21:30
Ансамбль «Солисты Екатерины Великой»
Барочный фуршет-лекция в антракте концерта
От Рима до Москвы. Итальянская кухня эпохи Ренессанса и Барокко как международный феномен. Принципы, рецепты, и новшества.

В лекции с фуршетом мы поговорим о той эпохе, когда итальянская кухня впервые стала мировой. Началось это с появлением печатного станка, когда диетические и кулинарные штудии итальянских гуманистов начали быстро распространяться по всему миру, и заканчивается в конце XVII столетия, в связи с всеобщей модой на кухню Франции.

Какой же была эта кухня и каковы её истоки и причины популярности? Почему на банкете итальянского «государя» почти не встретишь привычной нам «итальянской кухни», зачем добавлять мясо в молочный десерт и класть много сахара в лазанью?

Посещение фуршета-лекции включено в билет на концерт «Доменико Далольо и его скрипка».
19:00 - 21:30, во время концерта.
Даниил Ведерников, режиссер-постановщик, специалист по старинной гастрономии
17 декабря, воскресение
Место проведения: галерея Île Thélème
Лекция «Образы Италии на русской придворной сцене второй половины XVIII века»
Практически все театральные художники-декораторы, работавшие в XVIII веке при русском дворе, были или считались венецианцами — Джузеппе Валериани, Франческо Градиции и Пьетро Гозага. И в том, как они изображали на русской сцене древние и современные места действия, неизменно сказывались их венецианские впечатления и предыдущий опыт работы в Италии.

На лекции мы поговорим об источниках воображения Пьетро Гонзаги и его современников и о том, отличались ли русские сценические образы Венеции от итальянских. А также попытаемся обсудить, были ли театральные декорации того времени лишь живописной плоскостью, полотнами кулис и задника с изображением иллюзорной архитектуры и пейзажей, или же предполагали строительство трехмерных объектов. На основании чего мы сегодня можем представить, как выглядела та или иная описанная в либретто сцена? И почему роскошные декорации были только в опере?
12:30 - 14:00
Анна Корндорф, доктор искусствоведения
Мастер-класс по комедии дель арте. День 2
В основе курса лекций и мастер-классов Людмилы Николаевой, который пройдет в рамках фестиваля «Опыты сердца и ума» — жанр старинного итальянского уличного театра дель арте, музыка и танцы эпохи Ренессанса, и даже импровизация с элементами акробатики.

Суть жанра — действо типовых персонажей, одетых в кожаные маски. Характерные и цельные герои были собраны в одну труппу из разных регионов Италии. Их игра построена на импровизации, но персонажи общаются на своих диалектах — в этом и комизм, и абсурдность житейских ситуаций, и усиление характеров.

Наша цель — создать полностью выстроенного персонажа, его манеру, поведение, быстроту реакции. Развитие хорошей техники поможет актеру с легкостью жонглировать навыками и даст возможность любому персонажу стать узнаваемым.

На мастер-классах актеры и гости смогут создать своего персонажа комедии дель арте, освоить традиционную для итальянского театра работу с образом и научиться практикам перевоплощения, которые использовали барочные актеры.
15:00 - 18:00
Людмила Николаева, специалист по старинному театру, хореограф-постановщик, преподаватель
Большой оперный концерт
В российской культуре, как и в любой российской семье, слились множество кровей. Особенно заметным взаимопроникновение культур стало в XVII-XVIII веков. В России наиболее полно соцветие европейских культур воплотилось в Санкт-Петербурге — самом барочном городе России. Характерное явление эпохи барокко — национальное разделение труда. Мода, костюмы, танцы и парфюм шли в основном из Франции, механизмы и корабельные снасти из Англии, а инструментальная музыка и опера — из Италии. Долгое время отечественное искусствоведение будто стыдилось факта, что большая часть российских музыкантов XVIII века была итальянцами (за исключением архитектуры — постоянно видимые шедевры не позволяли усомниться в своей необходимости для России). Однако это было повсеместным явлением, и даже Гендель поначалу писал в Англии только итальянские оперы, соревнуясь с Порпорой.

В последние годы русские итальянцы постепенно стали входить в пантеон отечественной музыки. В первую очередь, благодаря деятельности ансамбля «Солисты Екатерины Великой». В программе «Между Венециями» петербургский ансамбль познакомит московскую публику с чередой итальянцев, ставших для нас родными: от создателя русской оперы Франческой Арайи, до отца русской оратории Джузеппе Сарти.

В стоимость билета входит барочный ужин в антракте концерта.

ПРОГРАММА
Доменико Далольо. Симфония "Казак". Первая часть
Франческо Арайя. Ария Миртео из оперы "Притворный Нин или Семирамида узнанна"
Ария Прокрис из оперы "Цефал и Прокрис"
Винченцо Манфредини. Соната для клавесина
Бальдассаре Галуппи. Ария Порока из Кантаты "Освобожденная Добродетель"
Джованни Паизиелло. Каприччио ре минор для клавира и скрипки
Доменико Далольо. "Русская симфония"
Джузеппе Сарти. Песенка Гурли из оперы "Индейская семья в Англии"
Джованни Альберто Ристори. Симфония, речитатив и ария Виттории из Кантаты к шестилетию коронации Анны Иоанновны
Гаспаро Анджолини, марш из балета «Отъезд Энея»

ИСПОЛНИТЕЛИ
Вера Чеканова, сопрано
Андрей Пенюгин, скрипка
Юлия Гайколова, скрипка
Марина Куперман, альт
Варвара Касторская, виолончель
Константин Яковлев, фагот
Ирина Шнеерова, клавесин
Данила Ведерников, постановка
20:00 - 21:30
Ансамбль «Солисты Екатерины Великой»
Барочный фуршет в антракте концерта
«Кухня оказывается прежде всего местом обмена, а уже затем — возникновения», пишет итальянский историк кухни Массимо Монтанари, подчеркивая, что большая кулинарная традиция всегда возникает как плод взаимообмена: как между кухней народной и кухней знати, так и между соседними культурами.

Даниил Ведерников и Cookery Lost Club — энтузиасты, увлеченные историей блюд и рецептов. Они пытаются найти исторические корни различных яств, распутать эту сеть заимствований и культурных влияний. А главное — они не только рассказывают о своих находках, но готовят блюда по аутентичным рецептам. На барочном фуршете вы можете почувствовать себя аристократом XVIII века — и расширить не только свои знания, но и вкусовой опыт.

В меню — бланманже, заливное из белого вина с шафраном, сосиски из телятины с изюмом, пирог с мясом фазана и другие яства.

Посещение буфета включено в билет на Большой оперный концерт.
20:00 - 21:30, во время концерта.
Даниил Ведерников, режиссер-постановщик, специалист по старинной гастрономии
Купить АБОНЕМЕНТ
15–17 декабря 2023
абонемент на все события